Разработка нормативов времени (на примере. диспетчеров flJlO)
Планово-диспетчерский отдел (ПДО) ЛТБ организует и планирует работы по техническому обслуживанию летательных аппаратов. От быстроты и точности передаваемой работниками ПДО информации зависит своевременное обслуживание авиатехники.
Трудовой процесс работников ПДО регламентируется квалифн кациоиными характеристиками, НИАС ГА, приказами МГА и дру — гилпі руководящими документами.
В результате изучения перечисленных документов было определено содержание трудового процесса диспетчеров ПДО:
прием информации от диспетчера предыдущей смены и получение сведений о наличии базовых самолетов (вертолетов) в аэропорте;
— подготовка информации о прошедшей смене диспетчеру следующей смены;
— контроль срока технического обслуживания самолетов (вертолетов) на основании диспетчерского графика и сменио-суточных заданий;
разработка сменно-суточных заданий (цехам, участкам, сменам) и доведение их до рабочих мест к началу рабочего дня;
— ведение учета выполнения заданий цехами (по техническому обслуживанию самолетов);
— контроль и учет своевременного поступления авиатехники на тех и ическое обслуживал не;
— выписка карт-нарядов на техническое обслуживание;
— проверка и прием оформленных карт-нарядов;
— прием от АДП информации о самолетах, совершающих взлет и посадки, а также данных с борта самолетов об отказах и неисправностях и передача этой информации соответствующим цехам;
составление диспетчерских сводок о техническом состоянии самолетов, проходящих обслуживание в АТБ;
— контроль обслуживания и обеспечения рабочих мест потребными деталями, агрегатами, материалами, оборудованием;
— подача заявок на обеспечение цеха трудоемких регламентов спецавтотраиспортом;
— прием заявок на выполнение текущих работ, устранение неполадок, перебоев в производстве, принятие необходимых мер для создания ритмичной работы производства.
Объем работы диспетчеров ПДО во многом зависит от равномерности поступления СМП на техническое обслуживание. Прямое измерение затрат труда диспетчеров производить довольно сложно «. .стую экономически нецелесообразно. Поэтому изучение трудовых затрат проводилось методом экспертных оценок с корректировкой их выборочным хронометражем. Для этой цели были разработаны опросные анкеты, в которых диспетчеры ПДО должны были проставить время, затрачиваемое ими на выполнение работ трудового процесса в течение смены и месяца, а также указать продолжительность и причины потерь в течение месяца.
Т я б л н ц л 40 Опросная анкета для диспетчеров ПДО
|
Содержание работ |
Вид связи |
Время выполнения работы за смену, мин |
Повторяемость в течение смени. раз |
Время выполнения работы в течение месяца, ч |
Повторяемость в течение месяца, раз |
Разработка смеино-су — точных заданий и доведение их до рабочих мест л началу рабочего дня |
Документы |
120 |
2 |
31.7 |
32 |
Ведение учета выполнения заданий цехами (но техническому обслуживанию самолетов) |
Бланки |
СО |
125 |
15.8 |
2000 |
Контроль и учет поступления авиатехники на” техническое обслужи — панне |
Диспетчерские графики |
30 |
123 |
7.9 |
2000 т |
Виписка карт-нарядов; проверка и прием оформленных карт-нарядов |
Бланки |
160 |
2 |
42 |
32 |
Прием от ДЛИ информации о самолетах, совершающих взлеты и посадки. о также данных с борта самолетов об отказах и неисправностях; передач:. ‘ітой информации соответствующим цехам |
Изделие селекторной связи Желудь» • |
со |
1000 |
15.8 |
16000 |
Составление диспетчерских сводок о техническом состоя яви самолетов, проходящих обслуживание в АТГ» |
Бланки |
20 |
2 |
5.3 |
32 |
Контроль обслуживания и обеспечения рабочих мест потребными деталями. агрегатами, материалами. оборудованием; подача заявок на обеспечение Цеха трудоемких регламентов спец — автотранспортом |
Телефон. громкогово ритель |
30 |
ю |
7.9 |
160 |
Прием требований на выполнение текущих работ, устранение неполадок. перебоев н производстве; принятие необходимых мер для создания ритмичной работы производства |
Телефон, громкогово ритель |
30 |
21 |
7.9 |
336 |
Дополнительна*’ информация к опросной анкете (табл. 40):
1) Сколько времени Вы теряете на прием информации и проведение связей, не предусмотренных должностными инструкциями?
2) Сколько времени Вы теряете па повторные информаций из-за некачественной работы связной аппаратуры?
3) Оцените шум в течение смены: нормальный 0—75 дб )
высокий 75—100 дб | — 80 дб
.максимальный свыше 100 дб
Указания по заполнению таблицы: В графе «Вид связи» указать, каким видом связи пользуется диспетчер для выполнения работы (селекторная типа «Желудь», с помощью документов, бланков, телефонная, громкоговорящая, голосом, радиостанция, сигнализация «ТАБЛО»).
Примечание. Численность работников ПДО — 4 чел.
Для уточнения и корректировки данных анкетного опроса от — борочно проводились хронометражные наблюдения за работой диспетчеров (табл. 41).
Для определения удельного веса каждой категории затрат рабочего времени в общем балансе трудозатрат диспетчеров ПДО проводились фотографии рабочего дня (табл. -12).
Затраты рабочего времени диспетчеров ПДО
Затраты
труда по
категориям
в "/• к рабо-
чему време-
ни
Итого
В результате изучения функциональных обязанностей исполнителей логическим анализом были выбраны следующие факторы, влияющие на качество выполняемых работ н их продолжительность:
— налет часов на самолетах собственного парка ЛТБ за месяц W;
— количество самолето-вылетов из аэропорта за месяц Q:
— типы приписных самолетов и вертолетов (учитываются с помощью коэффициента сложности и многотппностн эксплуатируемой в ЛТБ авиатехники — Л’т).
Все производственно-технические отделы выделены с учетом их технического и организационного уровня в следующие группы:
I группа — ПДО. ЛТБ, где эксплуатируется одни или несколько самолетов следующих типов:
— дальние магистральные (Ту-114, Ил-62, Ту-144);
— средние магистральные (Ту-154, Ту-104, Ил-18, Ли-12); при сумме их коэффициентов сложности и многотппностн свыше 3,4;
П группа — ПДО АТБ, где эксплуатируются. магистральные самолеты всех типов с суммарными коэффициентом сложности и многотппностн 1,9-г3,4;
III группа — ПДО АТБ, где эксплуатируются самолеты с суммарным коэффициентом сложности и многотппностн менее 1.9 при условии, что в АТБ не эксплуатируется ни одни из самолетов, перечисленных в I группе.
Кроме того, была разработана сводная анкета для сбора исходных данных но фактическим затратам труда и числовым значениям влияющих факторов (табл. 43а. 436).
Форма фактических затрат труда Таблиц а 43а
Табл ті ц а 436 |
Числовые значения факторов, илинюшмх на трудозатраты
|
В результате апробации опросных анкет, изучения затрат рабочего времени, а также факторов, влияющих на трудозатраты диспетчеров ПДО, была проведена корректировка трудового процесса диспетчеров. В итоге получили стандартный трудовой процесс (табл. 44).
.Затраты времени по категориям работ в процентах к общему месячному времени по группам ПДО
|
Для определения количества обследуемых предприятий воспользуемся формулой (49):
150
Лвс“ — Зо.
0. 022-150-4-1
Данные были получены из 50 ПДО АТБ, причем пф 1 группе из 11 ПДО, по II группе — из 16, по III группе — из 29.
Проанализировав исходные данные, определяют потерн рабочего времени (по причинам) из анкет экспертных оценок и вычитают их из табельного времени. Полученные затраты труда (без потерь) в часах (в месяц) и будут трудоемкостью, положенной в основу расчета нормативных формул.
Описание исследований приводится по II группе ПДО. Полученные данные сводятся в таблицу (табл. 45).
Следующим этапом является графоаналитически!: анализ исходных данных, необходимый для окончательного выбора факторов, включаемых в нормативную формулу.
Графоаналитический анализ заключается в построении парных зависимостей: фактор — трудоемкость и фактор — фактор (см.
(рис. с 19 по 24).
Г
Рис. 19. Зависимость затрат труда Т от налета часов W |
При изучении связи между признаками рассматриваются две задачи. Одна из них заключается в установлении формы связи между аргументом и функцией, другая — в оценке тесноты связи, т. с. в установлении доли влияния интересующего нас фактора на функцию. Форма связи оценивается эмпирической и теоретической линиями регрессии, теснота связи — коэффициентом корреляции.
«г кт=/м
# • ••
3 .
К • .
^
Г, 5 .
5 6 7 в З ЮУ/
Рис. 22. Зависимость коэффициента сложности И МНОГО! Hull ост и А’т от налета часов IV
Для расчета ординат эмпирической линии регрессии и компонентов формулы для расчета коэффициента корреляции строится вспомогательная таблица — на примере зависимости трудовых затрат диспетчеров ИДО от налета часов (табл. 46): T—f[ W).
Т=г іч+с;
глс Т — ордината эмпирической липни регрессии;
— 2/пТ’
Т’*= —————- производная величина;
Хп,
h — д’Дина интервала;
— среднее значение признака, соответствующее нулевому значенню Т’.
Коэффициент корреляции ґ/чг определяется по следующей формуле:
________ п(2У, ХпіГ)—ї/іУ’уІТ’__________
VnXhV*—(VhW’y ■ уїГШ’ї—іШ’)2 :
__________ 16-21—39____________
TW~ /Гб-39-(3)а- УЇ6-25— (9)2
_______ 309 309
УбГз-УзТэ — 442,9 "°’7′
Формула теоретической линии регрессии определяется в результате решения системы уравнений:
ZlT‘^na’+e’lhVC"
X (W’2m Г) —а’Х/і W’+ef21, W’*
Подставив в данную систему уравнений числовые значения, получают:
с |
)«16о’+в’3 |
||
21=ег’3+с’39 |
|||
19 |
3 |
||
21 |
39 |
351—G3 |
|
416 |
3 |
624—9 |
|
|з |
39 |
309
Т7Г=0,50;
Ct+a’h—в’- С vf
1г
где і — длина интервала.
a = G50+(M7-100—0,50- — у^* -6,5=650+47—325 = 372;
б—0,50-100=50.
В итоге получают уравнение теоретической линии регрессии:
~У, ^а+ех;
г/г = 372+50.г;
После этого определяют ординаты теоретической линии регрессии: при №„„„ = 4,1 7*mi„-372+50-4,1 =372+205 = 577;
при №inax=9,6 Гтах=372+50-9.6=372+480=852.
Коэффициенты парной корреляции г, q 0,65; Ггат*=0,55; г wq— = 0,80; год—0,40 рассчитаны аналогично.
На основе анализа полученных коэффициентов корреляции. можно сделать следующий вывод: из двух факторов W и Q, находящихся в тесной взаимосвязи (гк-д 0.80), нужно оставить только одни — тот, у которого коэффициент парной корреляции выше, а именно: налет часов W при глг= 0,70.
В результате графоаналитического анализа установлено, что наиболее существенными факторами, влияющими на трудозатраты диспетчерского состава ИДО, являются следующие:
— налет часов па самолетах собственного парка ЛТБ за месяц W:
— коэффициент сложности и многотииностн обслуживаемого приписного самолетно-вертолетного парка Л’т.
Па основе графиков парной корреляции можно сделать вывод о прямолинейности исследованных зависимостей.
Требуется найти нормативную формулу типа:
Т—а о + а,№ + а2Кч-
При двух факторах система уравнений примет следующий вид:
moo+STFc+SyW 27‘
I №я0+2№*а,+:£№Я7а2 ~1WT £/7flo+-№ ATtfi+S/CT2a2 = ^/(Tr
Составляется вспомогательная таблица, итоговые данные которой проставляются в щ систему уравнений (табл. 17).
Таблица -17
Л? Л? п/п. |
Г |
W |
А’ т |
№ |
AV |
W-T |
Кт-Т |
1V Кг |
1 |
710 |
7.3 |
2.4 |
53.29 |
5.76 |
5183.0 |
1701.0 |
17.52 |
2 |
499 |
•и |
2/2 |
16.81 |
4.84 |
■2045.9 |
1097,8 |
9.02 |
3 |
820 |
6.9 |
2.9 |
47,61- |
8.41 |
5658.0 |
2378.0 |
20.01 |
4 |
70Г. |
7.9 |
3.6 |
62.41 |
12.96 |
5577.4 |
2541.6 |
28,41 |
о |
697 |
6.1 |
2.5 |
37.21 |
6.-25 |
4251.7 |
1742.5 |
1525 |
6 |
918 |
8.7 |
3.5 |
75.69 |
12.25 |
8247.6 |
3318.0 |
30.45 |
7 |
705 |
8.8 |
2.9 |
77.44 |
8.41 |
6204.0 |
2044.5 |
25.52 |
V а |
198 |
9.6 |
2.2 |
92.16 |
1.81 |
7600,8 |
1753,6 |
21,12 |
710 |
7.0 |
3.2 |
19.00 |
10.21 |
•1970.0 |
2272,0 |
22.40 |
|
10 |
097 |
6.6 |
2.7 |
43,56 |
7.29 |
4600.2 |
18S1.9 |
•17,82 |
11 |
782 |
6.1 |
2.3 |
37.21 |
6,29 |
4770.2 |
1798.6 |
14.03 |
12 |
600 |
4J2 |
‘1.7 |
17.64 |
2.89 |
2520,0 |
1020.0 |
7.14 |
13 |
4.3 |
2.1 |
18,49 |
4.41 |
2623.0 |
1281.0 |
9.03 |
|
11 15 |
620 |
4.5 |
2.2 |
20.25 |
4.84 |
2790.0 |
1364.0 |
9.90 |
697 |
6.2 |
2.5 |
38,44 |
6.25 |
4321.4 |
1742.5 |
15.50 |
|
16 |
.80 |
8.6 |
2.5 |
73.96 |
6.25 |
6701,0 |
1950.0 |
21.50 |
Итого |
К 379 |
Ю6.9 |
41.4 |
761.17 |
111.18 |
78131.2 |
29892.0 |
284.65 |
Исходные данные для расчета нормативном формулы |
1 6а0-|-106.90а,+4 1 , 10a2 = 11379,00 106,90ао+761.17 а,+281,65а3 = 78131.20 41.40ио+284.65а,+1 11.18а**- 29892.00
Эти система решается методом последовательного исключении неизвестных.
‘
«о+6,6812а,+2,5875а2=711,1875 ‘
"о-К, 1203а,+2.6627а2 = 730,8812 по+6,8756а,+2.6855а2 = 722,0290
0.1391 а, +0.0752«2 19,6937 )
0.1944а,+0.0980а2= 10.8415 |
«і+0,1712(12=44,8501 ",+0,504 1а2 — 55,7690
0,3329(12“ 10,9189;
а*-32,8;
«,-} 0,1712 32.7993=-44.8501;
1. 8501 —5,6152 — 39,2349; а і =39,2;
«о = — 6.G812 • 39,2319—2,5875- 32,7993+ 711.1875:
do — -262.05-84,93+711,19*—346,98+711,19 = 364,21;
«0 = 364.2.
В результате преобразований получают следующую нормативную формулу:
Т — 364,2+39,21*7+32,8/Ст. (а)
Можно построить нормативную таблицу, подставляя в формулу (а) числовые значения факторов W и К,, (табл. 48).
Таблица 48 Нормативная таблица трудозатрат диспетчеров ПДО
|
На основании формулы (а) рассчитывают также нормативы средних затрат рабочего времени по работам, составляющим трудовой процесс диспетчеров ПДО, в соответствии с их процентным распределением. Затраты рабочего времени по работам трудового процесса диспетчеров ПДО II группы при 1F 5,0; /Ст = 2,(5 и Т — — 625.8 н следующие (табл. 49).
Затраты рабочего времени по работам, составляющим трудовой процесс
диспетчеров ИДО
Группы работ |
Трудоемкость по группам работ диспетчеров ПДО II группы |
|
, |
||
Прием информации от диспетчера предыдущей смены |
3.5 |
21.9 |
Подготовка информации о прошедшей смене |
0.0 |
37.5 |
Контроль за сроками технического обслуживания |
10,3 |
64,4 |
самолетов |
||
Разработка сменно-суточных заданий цехам, участ- |
10.7 |
G7.0 |
кам. сменам Учет выполнения заданий цехами |
||
7.9 |
49.4 |
|
• Кош роль и учет своевременного поступлении авиа- |
7.6 |
47.6 |
техники на техническое обслуживание |
||
Выписка карт-нарядов на техническое обслуживание |
13.4 |
83.8 |
авиатехники. Проверка и прием оформленных карт-нарядов |
||
Прием от АДП информации |
12.4 |
77.6 |
Составление диспетчерских сводок |
7.8 |
48.8 |
Контроль обслуживания и обеспечения рабочих мест |
•11.6 |
72.6 |
Прием заявок на выполнение текущих работ |
8.8 |
65.1 |
Итого |
100 |
625.8 |
Имея нормативы на трудозатраты, можно определить нормативную численность диспетчеров ПДО, необходимую для вымол — пения работ, составляющих их трудовой процесс.
Явочная численность чпа определяется в результате деления трудоемкости всех работ на среднемесячный баланс рабочего времени Ф„:
Списочная численность чсп определяется делением трудоемкости всех работ на полезный фонд времени Фа:
где Л’,1=15% — планируемый процент потерь времени (целодневные потери времени — отпуск, болезни и т. д.).
Таким образом, нормативные материалы для диспетчеров ПДО — это нормативы трудоемкости выполняемых ими работ с определением средних затрат по работам, составляющим трудовой процесс, а также нормативная численность диспетчеров.