Разработка нормативов времени (на примере. диспетчеров flJlO)

Планово-диспетчерский отдел (ПДО) ЛТБ организует и плани­рует работы по техническому обслуживанию летательных аппара­тов. От быстроты и точности передаваемой работниками ПДО информации зависит своевременное обслуживание авиатехники.

Трудовой процесс работников ПДО регламентируется квалифн кациоиными характеристиками, НИАС ГА, приказами МГА и дру — гилпі руководящими документами.

В результате изучения перечисленных документов было опре­делено содержание трудового процесса диспетчеров ПДО:

прием информации от диспетчера предыдущей смены и по­лучение сведений о наличии базовых самолетов (вертолетов) в аэропорте;

— подготовка информации о прошедшей смене диспетчеру сле­дующей смены;

— контроль срока технического обслуживания самолетов (вер­толетов) на основании диспетчерского графика и сменио-суточных заданий;

разработка сменно-суточных заданий (цехам, участкам, сме­нам) и доведение их до рабочих мест к началу рабочего дня;

— ведение учета выполнения заданий цехами (по техническому обслуживанию самолетов);

— контроль и учет своевременного поступления авиатехники на тех и ическое обслуживал не;

— выписка карт-нарядов на техническое обслуживание;

— проверка и прием оформленных карт-нарядов;

— прием от АДП информации о самолетах, совершающих взлет и посадки, а также данных с борта самолетов об отказах и неисправностях и передача этой информации соответствующим цехам;

составление диспетчерских сводок о техническом состоянии самолетов, проходящих обслуживание в АТБ;

— контроль обслуживания и обеспечения рабочих мест потреб­ными деталями, агрегатами, материалами, оборудованием;

— подача заявок на обеспечение цеха трудоемких регламентов спецавтотраиспортом;

— прием заявок на выполнение текущих работ, устранение не­поладок, перебоев в производстве, принятие необходимых мер для создания ритмичной работы производства.

Объем работы диспетчеров ПДО во многом зависит от равно­мерности поступления СМП на техническое обслуживание. Прямое измерение затрат труда диспетчеров производить довольно сложно «. .стую экономически нецелесообразно. Поэтому изучение трудовых затрат проводилось методом экспертных оценок с кор­ректировкой их выборочным хронометражем. Для этой цели были разработаны опросные анкеты, в которых диспетчеры ПДО долж­ны были проставить время, затрачиваемое ими на выполнение работ трудового процесса в течение смены и месяца, а также ука­зать продолжительность и причины потерь в течение месяца.

Т я б л н ц л 40

Опросная анкета для диспетчеров ПДО

Содержание работ

Рид связи

Время

выполне­ния рабо­ты ja сме­ну, мин

Повто­ряемость в тече­ние сме­ны. раз

Время вы­полнения ра­боты в тече­ние месяца, *(

Повто­ряемость в течение месяца, раз

Прием информации от днсистчера предыдущей смены и получение све­дений о наличии базо­вых самолетов в аэро­порте

Словесно, книга учета

10

•I

2.6

16

Подготовка информа­ции о прошедшей смене лисп., черу следующей смени

Словесно, книга учета

20

I

5.4

16

Контроль сроков тех­нического обсл уж ива ни я самолетов на основании диспетчерского графика к сменно-суточных зада­ний

Телефон,

громкогово­

ритель

120

5

31,7

80

Содержание работ

Вид связи

Время выполне­ния рабо­ты за сме­ну, мин

Повто­ряемость в тече­ние сме­ни. раз

Время вы­полнения ра­боты в тече­ние месяца, ч

Повто­ряемость в течение месяца, раз

Разработка смеино-су — точных заданий и дове­дение их до рабочих мест л началу рабочего дня

Документы

120

2

31.7

32

Ведение учета выпол­нения заданий цехами (но техническому обслу­живанию самолетов)

Бланки

СО

125

15.8

2000

Контроль и учет по­ступления авиатехники на” техническое обслужи — панне

Диспетчер­ские графи­ки

30

123

7.9

2000

т

Виписка карт-нарядов; проверка и прием оформленных карт-наря­дов

Бланки

160

2

42

32

Прием от ДЛИ инфор­мации о самолетах, со­вершающих взлеты и по­садки. о также данных с борта самолетов об от­казах и неисправностях; передач:. ‘ітой информа­ции соответствующим цехам

Изделие

селекторной

связи

Желудь»

со

1000

15.8

16000

Составление диспетчер­ских сводок о техничес­ком состоя яви самолетов, проходящих обслужива­ние в АТГ»

Бланки

20

2

5.3

32

Контроль обслужива­ния и обеспечения рабо­чих мест потребными де­талями. агрегатами, ма­териалами. оборудовани­ем; подача заявок на обеспечение Цеха трудо­емких регламентов спец — автотранспортом

Телефон.

громкогово­

ритель

30

ю

7.9

160

Прием требований на выполнение текущих ра­бот, устранение непола­док. перебоев н произ­водстве; принятие необ­ходимых мер для созда­ния ритмичной работы производства

Телефон,

громкогово­

ритель

30

21

7.9

336

Дополнительна*’ информация к опросной анкете (табл. 40):

1) Сколько времени Вы теряете на прием информации и проведение связей, не предусмотренных должностными инст­рукциями?

2) Сколько времени Вы теряете па повторные информаций из-за некачественной работы связной аппаратуры?

3) Оцените шум в течение смены: нормальный 0—75 дб )

высокий 75—100 дб | — 80 дб

.максимальный свыше 100 дб

Указания по заполнению таблицы: В графе «Вид связи» ука­зать, каким видом связи пользуется диспетчер для выполнения работы (селекторная типа «Желудь», с помощью документов, бланков, телефонная, громкоговорящая, голосом, радиостанция, сигнализация «ТАБЛО»).

Примечание. Численность работников ПДО — 4 чел.

Для уточнения и корректировки данных анкетного опроса от — борочно проводились хронометражные наблюдения за работой диспетчеров (табл. 41).

Для определения удельного веса каждой категории затрат ра­бочего времени в общем балансе трудозатрат диспетчеров ПДО проводились фотографии рабочего дня (табл. -12).

Затраты рабочего времени диспетчеров ПДО

Затраты
труда по
категориям
в "/• к рабо-
чему време-
ни

Итого

В результате изучения функциональных обязанностей исполни­телей логическим анализом были выбраны следующие факторы, влияющие на качество выполняемых работ н их продолжитель­ность:

— налет часов на самолетах собственного парка ЛТБ за ме­сяц W;

— количество самолето-вылетов из аэропорта за месяц Q:

— типы приписных самолетов и вертолетов (учитываются с по­мощью коэффициента сложности и многотппностн эксплуатируе­мой в ЛТБ авиатехники — Л’т).

Все производственно-технические отделы выделены с учетом их технического и организационного уровня в следующие группы:

I группа — ПДО. ЛТБ, где эксплуатируется одни или несколько самолетов следующих типов:

— дальние магистральные (Ту-114, Ил-62, Ту-144);

— средние магистральные (Ту-154, Ту-104, Ил-18, Ли-12); при сумме их коэффициентов сложности и многотппностн свыше 3,4;

П группа — ПДО АТБ, где эксплуатируются. магистральные са­молеты всех типов с суммарными коэффициентом сложности и многотппностн 1,9-г3,4;

III группа — ПДО АТБ, где эксплуатируются самолеты с сум­марным коэффициентом сложности и многотппностн менее 1.9 при условии, что в АТБ не эксплуатирует­ся ни одни из самолетов, перечисленных в I группе.

Кроме того, была разработана сводная анкета для сбора ис­ходных данных но фактическим затратам труда и числовым зна­чениям влияющих факторов (табл. 43а. 436).

Форма фактических затрат труда

Таблиц а 43а

Упpanленне Аэропорт Группа АТБ

Количество отработанных диспетчером часов по табелю

Месяц

Год

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

.XI

XII

1969

1970

Табл ті ц а 436

Числовые значения факторов, илинюшмх на трудозатраты

Количество самолето — выл’стоа в тыс. (без приписных аэропор­тов) за год

Налет часов из самоле­тах собственного парка в тыс. за год

Типы приписных самолетов

1969

1970

■1969 •

1970

В результате апробации опросных анкет, изучения затрат ра­бочего времени, а также факторов, влияющих на трудозатраты диспетчеров ПДО, была проведена корректировка трудового про­цесса диспетчеров. В итоге получили стандартный трудовой про­цесс (табл. 44).

.Затраты времени по категориям работ в процентах к общему месячному времени

по группам ПДО

Группы работ трудового процесса диспетчеров 11 ДО

Процентное распределение трудоемкости по группам работ и группам ПДО АТЬ-

I группа

11 груп­па

111 груп­па

Прием информации от диспетчера предыдущей

3.1

3.5

3.6

смены

Подготовка информации о прошедшей смене

6.1

6.0

5.5

Контроль за сроками технического обслужнва-

40.0

10,3

Л 0.4

пни самолетов

Разработка сменно-суточных заданий цехам.

‘11,0

10,7

10.4

К часткам, сменам

Учет выполнения заданий цехами

То

7.9

8.5

Контроль и учет своевременного поступления авиатехники на техническое обслуживание

8.5

7.6

7.2

Выписка карт-нарядов, проверка и прием оформ­ленных карт нарядов на техническое обслужпва-

16.S

13.4

10.6-

пне авиатехники

Прием от АДП информации

9.0

12.4

16.0

Составление диспетчерских сводок

8.6

7.8

7.1

Контроль за обслуживанием и обеспечением ра­бочих мест

10.0

11.6

J-2.8

Прием требований по выполнению текущих ра­бот

10.0

8.8

7.9

Для определения количества обследуемых предприятий вос­пользуемся формулой (49):

150

Лвс“ — Зо.

0. 022-150-4-1

Данные были получены из 50 ПДО АТБ, причем пф 1 группе из 11 ПДО, по II группе — из 16, по III группе — из 29.

Проанализировав исходные данные, определяют потерн рабо­чего времени (по причинам) из анкет экспертных оценок и вычи­тают их из табельного времени. Полученные затраты труда (без потерь) в часах (в месяц) и будут трудоемкостью, положенной в основу расчета нормативных формул.

Описание исследований приводится по II группе ПДО. Полу­ченные данные сводятся в таблицу (табл. 45).

Следующим этапом является графоаналитически!: анализ ис­ходных данных, необходимый для окончательного выбора факто­ров, включаемых в нормативную формулу.

Графоаналитический анализ заключается в построении парных зависимостей: фактор — трудоемкость и фактор — фактор (см.

(рис. с 19 по 24).

Г

Рис. 19. Зависимость затрат труда Т от налета часов W

При изучении связи между признаками рассматриваются две задачи. Одна из них заключается в установлении формы связи между аргументом и функцией, другая — в оценке тесноты связи, т. с. в установлении доли влияния интересующего нас фактора на функцию. Форма связи оценивается эмпирической и теоретической линиями регрессии, теснота связи — коэффициентом корреляции.

«г кт=/м

# • ••

3 .

К • .

^

Г, 5 .

5 6 7 в З ЮУ/

Рис. 22. Зависимость коэффи­циента сложности И МНОГО! Hu­ll ост и А’т от налета часов IV

Для расчета ординат эмпирической линии регрессии и компо­нентов формулы для расчета коэффициента корреляции строится вспомогательная таблица — на примере зависимости трудовых затрат диспетчеров ИДО от налета часов (табл. 46): T—f[ W).

Т=г іч+с;

глс Т — ордината эмпирической липни регрессии;

— 2/пТ’

Т’*= —————- производная величина;

Хп,

h — д’Дина интервала;

— среднее значение признака, соответствующее ну­левому значенню Т’.

Коэффициент корреляции ґ/чг определяется по следующей фор­муле:

________ п(2У, ХпіГ)—ї/іУ’уІТ’__________

VnXhV*—(VhW’y ■ уїГШ’ї—іШ’)2 :

__________ 16-21—39____________

TW~ /Гб-39-(3)а- УЇ6-25— (9)2

_______ 309 309

УбГз-УзТэ — 442,9 "°’7′

Формула теоретической линии регрессии определяется в ре­зультате решения системы уравнений:

ZlT‘^na’+e’lhVC"

X (W’2m Г) —а’Х/і W’+ef21, W’*

Подставив в данную систему уравнений числовые значения, получают:

с

)«16о’+в’3

21=ег’3+с’39

19

3

21

39

351—G3

416

3

624—9

39

309

Т7Г=0,50;

Ct+a’h—в’- С vf

где і — длина интервала.

a = G50+(M7-100—0,50- — у^* -6,5=650+47—325 = 372;
б—0,50-100=50.

В итоге получают уравнение теоретической линии регрессии:

~У, ^а+ех;
г/г = 372+50.г;

Г=372+50№.

После этого определяют ординаты теоретической линии регрессии: при №„„„ = 4,1 7*mi„-372+50-4,1 =372+205 = 577;

при №inax=9,6 Гтах=372+50-9.6=372+480=852.

Коэффициенты парной корреляции г, q 0,65; Ггат*=0,55; г wq— = 0,80; год—0,40 рассчитаны аналогично.

На основе анализа полученных коэффициентов корреляции. можно сделать следующий вывод: из двух факторов W и Q, нахо­дящихся в тесной взаимосвязи (гк-д 0.80), нужно оставить только одни — тот, у которого коэффициент парной корреляции выше, а именно: налет часов W при глг= 0,70.

В результате графоаналитического анализа установлено, что наиболее существенными факторами, влияющими на трудозатраты диспетчерского состава ИДО, являются следующие:

— налет часов па самолетах собственного парка ЛТБ за ме­сяц W:

— коэффициент сложности и многотииностн обслуживаемого приписного самолетно-вертолетного парка Л’т.

Па основе графиков парной корреляции можно сделать вывод о прямолинейности исследованных зависимостей.

Требуется найти нормативную формулу типа:

Т—а о + а,№ + а2Кч-

При двух факторах система уравнений примет следующий вид:

moo+STFc+SyW 27‘

I №я0+2№*а,+:£№Я7а2 ~1WT £/7flo+-№ ATtfi+S/CT2a2 = ^/(Tr

Составляется вспомогательная таблица, итоговые данные кото­рой проставляются в щ систему уравнений (табл. 17).

Таблица -17

Л? Л?

п/п.

Г

W

А’ т

AV

W-T

Кт-Т

1V Кг

1

710

7.3

2.4

53.29

5.76

5183.0

1701.0

17.52

2

499

•и

2/2

16.81

4.84

■2045.9

1097,8

9.02

3

820

6.9

2.9

47,61-

8.41

5658.0

2378.0

20.01

4

70Г.

7.9

3.6

62.41

12.96

5577.4

2541.6

28,41

о

697

6.1

2.5

37.21

6.-25

4251.7

1742.5

1525

6

918

8.7

3.5

75.69

12.25

8247.6

3318.0

30.45

7

705

8.8

2.9

77.44

8.41

6204.0

2044.5

25.52

V а

198

9.6

2.2

92.16

1.81

7600,8

1753,6

21,12

710

7.0

3.2

19.00

10.21

•1970.0

2272,0

22.40

10

097

6.6

2.7

43,56

7.29

4600.2

18S1.9

•17,82

11

782

6.1

2.3

37.21

6,29

4770.2

1798.6

14.03

12

600

4J2

‘1.7

17.64

2.89

2520,0

1020.0

7.14

13

4.3

2.1

18,49

4.41

2623.0

1281.0

9.03

11 15

620

4.5

2.2

20.25

4.84

2790.0

1364.0

9.90

697

6.2

2.5

38,44

6.25

4321.4

1742.5

15.50

16

.80

8.6

2.5

73.96

6.25

6701,0

1950.0

21.50

Итого

К 379

Ю6.9

41.4

761.17

111.18

78131.2

29892.0

284.65

Исходные данные для расчета нормативном формулы

1 6а0-|-106.90а,+4 1 , 10a2 = 11379,00 106,90ао+761.17 а,+281,65а3 = 78131.20 41.40ио+284.65а,+1 11.18а**- 29892.00

Эти система решается методом последовательного исключении неизвестных.

«о+6,6812а,+2,5875а2=711,1875 ‘

"о-К, 1203а,+2.6627а2 = 730,8812 по+6,8756а,+2.6855а2 = 722,0290

0.1391 а, +0.0752«2 19,6937 )

0.1944а,+0.0980а2= 10.8415 |

«і+0,1712(12=44,8501 ",+0,504 1а2 — 55,7690

0,3329(12“ 10,9189;

а*-32,8;

«,-} 0,1712 32.7993=-44.8501;

1. 8501 —5,6152 — 39,2349; а і =39,2;

«о = — 6.G812 • 39,2319—2,5875- 32,7993+ 711.1875:
do — -262.05-84,93+711,19*—346,98+711,19 = 364,21;

«0 = 364.2.

В результате преобразований получают следующую норматив­ную формулу:

Т — 364,2+39,21*7+32,8/Ст. (а)

Можно построить нормативную таблицу, подставляя в формулу (а) числовые значения факторов W и К,, (табл. 48).

Таблица 48

Нормативная таблица трудозатрат диспетчеров ПДО

(ТЫС.)

до

К л до

Трудозатраты диспетчеров ПДО 11 группы, ч

4

5

6

7

«

9

10

1,5

570.2

2.0

625,8

2.5

642,2

681,4

720.6

759.8

799,0

838,2

3.0

737.0

776.2

815.4

854.6

3.5

753.4

792.6

831.8

871,0

4.0

809.0

848.2

887.4

На основании формулы (а) рассчитывают также нормативы средних затрат рабочего времени по работам, составляющим тру­довой процесс диспетчеров ПДО, в соответствии с их процентным распределением. Затраты рабочего времени по работам трудового процесса диспетчеров ПДО II группы при 1F 5,0; /Ст = 2,(5 и Т — — 625.8 н следующие (табл. 49).

Затраты рабочего времени по работам, составляющим трудовой процесс

диспетчеров ИДО

Группы работ

Трудоемкость по группам работ диспет­черов ПДО II группы

,

Прием информации от диспетчера предыдущей смены

3.5

21.9

Подготовка информации о прошедшей смене

0.0

37.5

Контроль за сроками технического обслуживания

10,3

64,4

самолетов

Разработка сменно-суточных заданий цехам, участ-

10.7

G7.0

кам. сменам

Учет выполнения заданий цехами

7.9

49.4

• Кош роль и учет своевременного поступлении авиа-

7.6

47.6

техники на техническое обслуживание

Выписка карт-нарядов на техническое обслуживание

13.4

83.8

авиатехники. Проверка и прием оформленных карт-нарядов

Прием от АДП информации

12.4

77.6

Составление диспетчерских сводок

7.8

48.8

Контроль обслуживания и обеспечения рабочих мест

•11.6

72.6

Прием заявок на выполнение текущих работ

8.8

65.1

Итого

100

625.8

Имея нормативы на трудозатраты, можно определить норма­тивную численность диспетчеров ПДО, необходимую для вымол — пения работ, составляющих их трудовой процесс.

Явочная численность чпа определяется в результате деления трудоемкости всех работ на среднемесячный баланс рабочего вре­мени Ф„:

Списочная численность чсп определяется делением трудоемкос­ти всех работ на полезный фонд времени Фа:

где Л’,1=15% — планируемый процент потерь времени (целоднев­ные потери времени — отпуск, болезни и т. д.).

Таким образом, нормативные материалы для диспетчеров ПДО — это нормативы трудоемкости выполняемых ими работ с определением средних затрат по работам, составляющим трудовой процесс, а также нормативная численность диспетчеров.